Правила организации и проведения профессиональной практики.
Профессиональная практика обучающихся в университете является обязательным компонентом образовательной программы подготовки высококвалифицированных кадров и проводится на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, учреждениях и организациях, в учреждениях высшего, профессионального и общего среднего образования. Виды, сроки, объем и содержание профессиональной практики определяются стандартами, рабочими учебными планами и учебными программами. Они подразделяются на учебные, педагогические, производственные, преддипломные, исследовательские. Высшие учебные заведения заключают контракты с базами практики не менее чем за 1 месяц до начала практики. Индивидуальные контракты заключаются не менее чем за 1 месяц до начала практики. Направление обучающегося на все виды профессиональной практики оформляется приказом ректора университета с указанием сроков прохождения, базы и руководителя практики. Профессиональная практика обучающихся направлена на закрепление знаний, полученных в ходе обучения в университете, овладение передовым опытом. В процессе получения производственного образования обучающиеся обязаны приобрести профессиональный и организационный опыт, навыки научно-исследовательской работы. Университет разрабатывает и утверждает профессиональную практику обучающихся в объеме, установленном основным учебным планом по образовательной программе в соответствии с утвержденным академическим календарем и индивидуальным планом работы обучающегося.
Требования к организации и проведению профессиональной практики
Для проведения профессиональных практик заключаются соответствующие контракты с организациями, определяемыми как база практики. В контракте указываются обязанности и ответственность университета, предприятия (учреждения, организации), являющегося базой профессиональной практики, и обучающихся С учреждениями, определяемыми как базы практики, также заключаются трехсторонние договоры на основании заявления, письма-запроса в отдельном порядке. При этом обучающемуся выдается направление. Для проведения профессиональной практики учебное заведение утверждает согласованную с базой практики программу профессиональной практики программа профессиональной практики по своему содержанию отражает профиль специальности, специфику вида практики, требования профессиональных стандартов и образовательной программы, характер деятельности организации, технологического процесса и формы практики. Направление обучающихся на все виды практики оформляется приказом ректора университета на основании рекомендации декана факультета с указанием вида, срока, базы, руководителя практики. А предложение о направлении магистранта на практику определяется кафедрой и центром послевузовского образования. Предложение составляется за две недели до начала профессиональной практики. К профессиональной практике допускается обучающийся, полностью освоивший теоретические и базовые дисциплины. Учебная практика проводится для всех обучающихся. Цель учебной и учебно-ознакомительной практики-ознакомление обучающихся с направлениями деятельности базы практики, функциями будущей профессиональной деятельности.Основные задачи учебной практики:1) Знакомство с образовательными программами;2) общее знакомство с организационно-правовой формой, структурой, системой управления и т.д. организации, являющейся объектом будущей профессии;3) изучение видов, функций и задач будущей профессиональной деятельности;4) изучение деловой переписки и делопроизводство;5) приобретение навыков работы в трудовом коллективе.В зависимости от специфики конкретной предметной области и профессиональной квалификации будущего специалиста используются ознакомительные, выездные, экскурсионные, маршрутные, школьные, расчетные, пленэрные и др. формы учебной практики. Учебная практика проводится на кафедре, осуществляющей подготовку специалистов по образовательной программе в университете, с охватом ознакомительных экскурсий в организации, являющейся объектом будущей профессиональной деятельности. По окончании учебной практики обучающимся выставляется оценка на основании текущего контроля за их работой во время практики. В связи с особенностями образовательных программ после 1 курса организуются и проводятся полевые, археологические и другие виды профессиональной практики. Целью данных видов практики является формирование у обучающихся соответствующих компетенций, дополняющих развитие профессиональных задач.Другие виды профессиональной практики разрабатываются кафедрами, программы которых готовят специалистов по данным образовательным программам. Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, формирование педагогических умений, навыков и компетенций на основе теоретических знаний. Основные задачи педагогической практики:1) освоение первоначального опыта педагогической деятельности;2) овладение методикой преподавания и обучения;3) Знание основ педагогического мастерства;4) прививать навыки и умения самостоятельного проведения учебно-воспитательной и преподавательской работы;5) овладение навыками научно-психологического и педагогического исследования;6) овладение методикой воспитательной работы;7) знание инновационных технологий обучения;8) реализация индивидуального подхода к обучающимся в процессе учебной и воспитательной работы с учетом особенностей их развития. Целью производственной практики является закрепление профессиональных компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности. Основные задачи производственной практики:1) изучение видов профессиональной деятельности по специальности, их функций и задач;2) закрепление теоретических знаний и формирование на этой основе профессиональных умений, навыков и компетенций;3) освоение инновационных технологий, передовых методов труда и производства;4) освоение организационного и профессионального опыта;5) приобретение навыков командной работы, компетенции корпоративных правил управления;6) самостоятельное планирование своей деятельности, установление полезных связей с коллегами, определение ролевой профессиональной позиции, формирование чувства ответственности. Цель исследовательской практики магистрантов-закрепление и углубление знаний, полученных в цикле профилирующих дисциплин, ознакомление с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки. Основные задачи исследовательской практики магистрантов:- проведение исследовательских работ в соответствии с утвержденной темой магистерской диссертации,- знакомство с современными методами научного исследования, экспериментальной обработки данных и комментирования,- ознакомление с научными трудами отечественных и зарубежных ученых в соответствии с темой исследования, библиографический обзор. При прохождении профессиональной практики обучающимся от имени университета закрепляется руководитель (с выпускающей кафедры). В качестве руководителей назначаются профессора, доценты и преподаватели. Утверждающие и заключительные конференции по профессиональной практике организуются и проводятся совместно с заведующим кафедрой, преподавателем, ответственным за практику, руководителями практики. Конференции по закреплению проводятся за 1-3 дня до практики с целью ознакомления студентов с рабочей учебной программой практики, приказом по закреплению руководителей практики по университету и распределению их по базам практики. Каждому обучающемуся выдается план-график работы профессиональной практики, Дневник-отчет о прохождении профессиональной практики, сообщается время сдачи отчетных документов. Образец плана-графика работы профессиональной практики для обучающихся по образовательным программам приведен в приложении 5, образец дневника-отчета о прохождении профессиональной практики приведен в приложении 6. План работы научно-педагогической практики магистрантов и образец дневника-отчета приведены в приложении 7, а план работы исследовательской практики и образец дневника-отчета приведены в Приложении 8. Итоговая конференция проводит отчет по подведению итогов практики не позднее 5 дней. На итоговой конференции можно будет наградить продвинутых студентов-практикантов. Материалы конференции оформляются протоколами и после итоговой конференции руководителем практики подготавливается отчет по организации и проведению практики. По окончании учебного года все руководители практики, ответственные за профессиональную практику, составляют годовой отчет на заседании кафедры на основании отчетов.
Требования к подведению итогов профессиональной практики
По окончании профессиональной практики обучающиеся сдают отчетные документы на кафедру на проверку. Отчет обучающегося проверяется руководителем практики университета и защищается перед комиссией, утвержденной распоряжением заведующего кафедрой. В случае установления одного руководителя практики (видов учебной практики) оценка выставляется по результатам защиты отчета, представленного перед комиссией в соответствии с оформлением отчета и демонстрацией знаний по защищаемой форме; При закреплении за практикой двух руководителей - от вуза и базы практики (производственной, педагогической) итоговая оценка выставляется за счет оценки руководителя базы практики (Ее вес составляет 40% от итоговой оценки) и по результатам защиты отчета, представленного перед комиссией (ее вес составляет 60% от итоговой оценки). Обучающийся, не выполнивший программу профессиональной практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите отрицательного мнения или отчета о работе, повторно проходит практику. Отчет практики переоценивается оценочной, балльной, рейтинговой системой, полученной при защите. В случае неявки обучающегося на практику без уважительной причины или неисполнения программы практики, получения оценки «неудовлетворительно» от практики в защиту отчета, в течение следующих академических периодов одновременно с периодом теоретического обучения повторно направляется на практику или остается на летний семестр. В таком случае стажировки включаются в индивидуальный учебный план на платной основе. Если стаж практики совмещен с теоретическим обучением деканатом, срок практики увеличивается на два. Студент, имеющий академическую задолженность по практике, к итоговой аттестации не допускается и отчисляется за неисполнение учебного плана.Обязанности обучающихся в ходе профессиональной практики :- полностью выполнять задания, предусмотренные программой профессиональной практики, вести дневник;-подчинение правилам внутреннего распорядка, сложившимся на предприятии, научно-исследовательской организации, учреждении, организации, школе;- представить письменный отчет и дневник, подписанные руководителем, назначенным учреждением, назначенному руководителю университета, о выполнении всех поручений.Обучающийся вправе не участвовать в работах, не предусмотренных программой профессиональной практики.