Шымкентский университет провел Международную научно-практическую конференцию: «Наука и образование: новые подходы и актуальные исследования».

Шымкентский университет провел Международную научно-практическую конференцию: «Наука и образование: новые подходы и актуальные исследования».
В Шымкентском университете 20 апреля успешно прошла ежегодная научная конференция студентов, молодых ученых и научно-педагогических работников. В конференции этого года, приняли участие 9 зарубежных, 7 отечественных научных организаций и учреждений образования. Рабочими языками конференции были казахский, русский и английский.
На открытии конференции с приветственными словами выступили модератор, доктор сельскохозяйственных наук, проректор по научной работе Н.Н. Ажиметов и ректор университета, доктор педагогических наук, профессор Н.А.Сейткулов. В своем выступлении ректор подчеркнул, что в настоящее время в Шымкентском университете созданы необходимые условия для развития профессионального и творческого потенциала ППС через участие в грантовом финансировании научных исследований и коммерческих проектов. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности предусмотрены единовременные поощрения и ученые вуза активно участвуют в научной работе.

Пленарная часть мероприятия началась с выступления старшего научного сотрудника НИЦ «Мұхтартану» Южно-Казахстанского университета им. М.Ауезова, к.ф.н., доцента Калшабека А. В своем выступлении доцент Калшабек А. подчеркнул важность и ценность наследия великого писателя М. Ауэзова, которое прошло через многие исторические периоды. Это связано с тем, что произведения писателя созвучны времени, ведь нелегко выдержать испытание историей. А.Калшабек описывает М.Ауэзова, как художника, который во всех своих произведениях разъяснял мечты и идеалы казахского народа, никогда не отделялся от них. И прежде чем начать роман "Путь Абая", Ауэзов занялся биографией и творчеством поэта. Собирание материалов об Абае имело свои любопытные особенности, незнакомые большинству авторов исторических романов. Дело в том, что о жизни, внешности, работе и характере Абая не было никаких печатных и письменных данных - ни личного архива, ни дневников, ни писем, ни мемуаров, ни даже обыкновенных зафиксированных на бумаге воспоминаний о поэте. Все его биографические данные, положенные в основу сюжета романа, Ауэзову пришлось собирать долгое время путем устного опроса знавших Абая людей.
Ауез, друг Абая Кунанбаева и искренний почитатель его таланта, заказал мулле переписать его стихи в одну книгу и обучал своих внуков грамоте путем чтения творений любимого поэта, надеясь внушить любовь и почтение к его творчеству. Если Абай вошел в сознание казахского народа как выразитель его сокровенных дум и надежд, творец современной казахской письменной художественной литературы, то Ауэзов выразил отношение к наследию Абая, на котором воспитывалась вся передовая мыслящая интеллигенция начала XX века в лице А.Байтурсынова, А.Букейханова, М.Дулатова, Ж.Аймауытова, М.Жумабаева и которое с новой силой возродилось с обретением казахской нацией независимости.

В работе конференции также приняла участие гостья, старший преподаватель кафедры «Математика» Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. Егембергенова М.Ы., которая рассказала о том, что успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, что, в свою очередь, зависит от подготовки их к уроку. Образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех, если планировать урок по технологии развития критического мышления, а точнее по трехступенчатой модели проведения урока: «вызов – осмысление – рефлексия». На своих уроках во время стадии «вызов» учитель использует такие стратегии как «мозговой штурм», «корзина знаний», «только одна минута» и т.п. Эти стратегии позволяют определить знания учеников на начальном этапе урока, провести диагностику о стартовой площадке обучения, определить, что ученики умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать.
Благодаря интегрированной образовательной программе учителю не нужно выдумывать цели, которые он должен запланировать, все цели прописаны в программе. Учитель должен разработать задания, продумать формы и методы для достижения этих целей, подобрать различные стратегии, которые помогут учащимся достичь результата. Необходимо отметить, что эти цели должны быть перед глазами учеников на протяжении всего урока.
Для эффективности преподавания, т.е. для достижения того, чтобы урок был результативным для ученика и учителя на стадии «осмысления», учитель должен вовлечь учащихся в работу и позволить им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Необходимо отметить, что для достижения наибольшего эффекта необходимо на каждом этапе урока использовать оценивание для обучения, т.е. процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний на каждом этапе, а затем вместе с учителем или более способными учениками определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Иными словами, при планировании урока учитель должен стараться использовать самостоятельные или творческие задания с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
На заключительном этапе урока – «рефлексия» задача учителя состоит в оказании помощи учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить дальнейшее изучение. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими собственными. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.

Доклад «Роль тионовых бактерий в очистке сточных вод» гостьи Сыздыковой М. заинтересовал присутствующих. Докторант Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова начала свое выступление с того, что для предварительной очистки сточных вод от жировых загрязнений эффективно введение коагулянта. При этом достигается нейтрализация заряда коллоидов, нарушается устойчивость системы, загрязнения сорбируются на хлопьях коагулянта и выделяются из жидкости. Частички дисперсной фазы коллоидных систем, в основном белковые загрязнения, обладают зарядом, окружены гидратной оболочкой и не выделяются при обычном отстаивании и флотации. При отстаивании выделяются крупные частицы жира и других взвешенных веществ. Флотация позволяет извлечь тонкодисперсные взвешенные вещества, эмульгированные и коллоидные примеси. При введении коагулянтов (чаще всего, солей алюминия и железа) соединения фосфора переходят в нерастворимые соединения и удаляются из очищаемой воды вместе с осадком. Докладчик особенно подчеркнула, что используемое в производствах для коагулятивной очистки сточных вод трёхвалентное железо или алюминий можно заменить бактериальной суспензией Acidithiobacillus ferrooxidans Ach 1, содержащей Fe2(SO4)3 в качестве биооагулянта. Данный микроорганизм занимает исключительное положение среди тионовых бактерий, так как помимо способности к автотрофному росту за счет окисления соединений серы может использовать энергию окисления закисного железа в окисное. При этом, окисленное железо не образует каких либо оформленных структур в клетках.

Пленарная часть выступления завершилась интересным и содержательным выступлением магистра, преподавателя кафедры «Педагогика» университета Сарсенбай У.Н., которое было посвящено современному состоянию казахского языка. Как отметила Улмекен Сарсенбай, одним из самых обсуждаемых и нерешенных вопросов в современном казахстанском обществе является состояние государственного языка. Использование государственного языка в государственном управлении, законодательстве, образовании и науке, делопроизводстве и средствах массовой информации стоит на повестке дня с момента провозглашения нашей независимости. Проделана большая работа, реализованы проекты, проделана работа по формированию использования государственного языка в соответствии со статусом. Язык - лингвистическое явление не только в развитии любого этноса, но и в развитии государства. С этой точки зрения нельзя отрицать существование мнения о том, что «казахский язык есть язык типичный земледельческий, находящийся под влиянием фольклора», и игнорировать его нельзя. Лексический фонд казахского языка богаче, чем в сельском и скотоводческом быту, но из-за неразвитости его в официальной сфере язык дефицитен при официальном употреблении. Это отражение текущего состояния языковой обработки. В заключение выступления У. Сарсенбай отметила, что сегодня казахский язык находится в процессе отказа от ранее установленных правил, грамматических правил неустойчивых, непоследовательных, неоднозначных и противоречивых выражений. По мнению некоторых специалистов, такую картину можно просчитать с десятками ошибок. К сожалению, не ведется мониторинг реализации принципа языка, не проводится анализ реализации принципа языка в последние годы отдельными учеными. Причина в том, что отрасль не контролируется государством. Основными препятствиями в этой сфере являются развитие казахского языка как государственного и уровень его признания в общественной сфере. Отмечая их, можно увидеть истинное состояние государственного языка.
Все доклады вызвали значительный интерес аудитории, слушатели задавали докладчикам вопросы. В рамках работы конференции были реализованы следующие секции:
- «Естественные науки» (биология, экология, география, физика, химия).
- «Педагогика и психология».
- «Филология».
- «Математика. Информатика. Программирование».
- «Общественные науки» (история, юриспруденция, экономика, политология).
- «Физическая культура и спорт».

Модератором секции «Естественные науки» (биология, экология, география, физика, химия) выступил кандидат химических наук, доцент Изтлеуов Г.М. Было заслушано 13 докладов. В докладе Избасар Ж. особое внимание аудитории привлекла практика организации в средней школе кружковой работы по химизации сельского хозяйства. Доклад Жусипбековой Л. об иммунных и биохимических аспектах воздействия факторов окружающей среды на организм человека вызвал оживленную дискуссию, в которой, наряду с докладчиками и модератором, принимали участие и другие коллеги.

Модератором секции «Педагогика и психология» стал магистр, старший преподаватель Нуржигитов А.С. Было заслушано 12 докладов. Интересной презентацией о повышении интереса учащихся за счет использования цифрового программного обеспечения и современных педагогических технологий поделилась студентка группы ПП-120 Мырзаахмет А. Проблема совершенствования знаний учителя для повышения педагогического мастерства стала предметом исследования студентки группы БО-119 Кәміл А.

Модератором секции «Филология» стала магистр, старший преподаватель Тойбекова Б.А. Было заслушано 14 докладов, в том числе доклады студентов группы КТ-121 и РЯ-118 о художественном характере романов и повестей "Тозақ оттары жымыңдайды" (Алмахан С.), "Ай мен Айша" (Матлап М.), об особенностях поэтики М.Цветаевой (Мамедова Д.) и литературных открытиях поэтов Серебряного века (Пазиева А.) и другие.

Модератором секции «Математика. Информатика. Программирование» стала кандидат педагогических наук, заведующая кафедры Утебаева Ш.К. Было заслушано 12 докладов. Темы докладов секции касались использования современной компьютерной графики и ее пользы для человека (студент Сейтжан А.); совершенствования теории и методики обучения математике через критическое мышление в условиях модернизированного среднего образования (Абдижамилова Д.) и другие.

Модератором секции «Общественные науки» (история, юриспруденция, экономика, политология) стала магистр, старший преподаватель Керимбаева Д.Е. Было заслушано 12 докладов. Аудитория секции имела уникальную возможность познакомиться с актуальными общественными проблемами в сфере воспитания детей; торговли и экономики. В своем докладе студентка группы КТ-120 Ажихан А. рассмотрела использование казахстанских традиций в воспитании детей в семье. Турдыбай Сакен (студент группы ГР-120) наглядно продемонстрировал пути эффективного использования водоемов Туркестанской области. О современных тенденциях международной торговли в условиях глобализации был посвящен доклад студентки группы ЕА-121 Камиловой Х.

Модератором секции «Физическая культура и спорт» стал магистр, старший преподаватель Серимбетов Ж.Ш. Было заслушано 12 докладов. В секции были представлены доклады по физическому и патриотическому воспитанию. Так, в своих докладах Д.Темирхан (студент группы ДС-119) и Т.Гульжаухар (студент группы ДС-621) рассмотрели проблему культуры и педагогического содержания физического воспитания молодого поколения. Анализ различных научно-теоретических основ патриотического воспитания подростков лег в основу доклада К.Аманбаевой (студент группы ДС-320).

В завершение конференции, участники были приглашены на церемонию награждения победителей и торжественного закрытия в актовый зал университета. Модератор, проректор по научной работе Н. Ажиметов, поблагодарил всех участников за активную, плодотворную работу и выразил уверенность в дальнейшем сотрудничестве.
Хотелось отметить, что в работе конференции очно приняли участие 135 человек. При рассмотрении численности участников конференции в различных возрастных группах выявилась следующая картина: 92 человека или 68,1% составила молодежь в возрасте до 20 лет, 19 человек или 14,1% в возрасте до 40 лет, а на долю участников в возрасте 40 лет и старше пришлось 24 человека или 17,8%. Совокупная доля женщин составила 65,9%.
По итогам работы Международной научно-практической конференции «Наука и образование: новые подходы и актуальные исследования» планируется издание сборника, который ориентировочно выйдет в печать в мае 2022 года.