Кадровая политика университета
ПОЛОЖЕНИЕ О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
ШЫМКЕНТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Общие положения.
Кадровая политика ШУ – целостная стратегически ориентированная политика работы с персоналом, определяющая принципы и методы обеспечения Университета кадрами.
Оснавная цель Кадровой политики ШУ – обеспечение процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями Университета, требованиями действующего законодательства РК и состоянием рынка труда.
Положение о кадровой политике при необходимости разрабатывается или корректируется ежегодно и утверждается решением Ученого совета ШУ.
Внесение изменений в Положение о кадровой политике ШУ осуществляется по результатам мониторинга кадрового состава, результатов работы Университета и системы его управления.
1.Нормативные документы
Нормативные акты трудового законодательства РК:
1.1. Конститутция Республики Казахстан от 30 августа 2005г.;
1.2. Трудовой Кодекс РК от 23 ноября 2015г. № 414-V (с изм. и доп.по состоянию на 10.06.2020г.);
1.3.Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007г. № 319-III изм.и доп. по состоянию на 01.01.2016г.
1.4.Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденные приказом МОНРК от 13.07.2009г. ( № 338 с изм. 31.10.2008г. №602).
1.5.Типовые правила деятельности организации высщего и послевузовского образования, утвержденные постанавлением Правительство РК от 31.10.2018г. № 595
Внутренние акты:
1.Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников ШУ;
2.Правила конкурсного замещения должностей ППС ШУ;
3. Положение о системе оплаты труда, материального стимулирования и премирования работников ШУ».;
4. Правила внутреннего распорядка ШУ;
2. Направления Кадровой политики ШУ
Основные направления Кадровой политики ШУ следующие:
1.Управление персоналом Университета;
2.Подбор и расстановка персонала;
3.Формирование и подготовка кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности;
4. Конкурс,ППС;
5. Повышение квалификации;
6. Мотивация и стимулирование.
2.1. Управление персоналом Университета
Управление персоналом Университета осуществляется по принципу одинаковой необходимости
достижения индивидуальных (сотрудника) и организационных (Университета) целей.
Цели управления персоналом:
- Обеспечение потребности Университета в персонале на перспективу;
-Регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях;
- Высокий приоритет развития лидерства на ключевых должностях;
-Обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирование высокой внутренней динамики персонала;
-Развитие эффективных систем коммуникации между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами;
- Создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен.
2.2. Подбор и расстановка персонала
Подбор и расстановка персонала осуществляются через кадровое планирование по принципу:
1. соответствия объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека;
2. профессиональной компетенции (соответствия уровня знаний требованиям должности);
3. практических достижений - опыта, руководящих способностей (организация собственной работы и подчиненных);
4.индивидуальности - облика, интеллектуальных черт, характера, намерений, стиля руководства.
Документами кадрового планирования являются Штатное расписание и Тарификационный список ППС и сотрудников университета, утверждаемые ежегодно на начало учебного года
2.3 Формирование и подготовка кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности
Цель формирования кадрового резерва – привлечение талантливой молодежи для обеспечения Университета подготовленными сотрудниками из числа административно управленческого и профессорско-преподавательского состава, мотивированных на карьерный рост, обладающих высоким уровнем развития профессиональных навыков и управленческих компетенций.
Причины формирования кадрового резерва:
– предупреждение кадрового «голода»;
– мотивация персонала на возможность профессионального развития, затем – карьерного роста. Наличие грамотно организованного кадрового резерва в Университете уменьшает текучесть кадров, позволяет повысить отдачу от ППС и сотрудников. Кадровый резерв становится «мостиком» в новые возможности, сохраняются ценные для вуза сотрудники, продлевается время их работы счет развития и ротации;
– возможность сохранения знаний и опыта в Университете, что позволит передать опыт от зрелых специалистов молодым;
–диагностика, возможность проявиться новым талантам и выявить сотрудников с неадекватной самооценкой, текучка кадров неизбежна и должна быть прогнозируема, необходимо самим своевременно обновлять состав, высвобождать места более способным и мотивированным;
– экономия ресурсов вуза при сокращении времени на поиск и адаптацию руководителей со стороны. Работающий в вузе сотрудник из группы резерва лоялен, знаком с особенностями Университета.
Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:
– актуальность резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной;
–соответствие кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
–перспективность кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Кадровый резерв Университета формируется для решения следующих задач:
–«кадровая безопасность» – оперативное заполнение вакантных должностей и целенаправленное управление кадровым потенциалом ШУ;
– объективность оценки уровня развития и потенциала ППС – адекватная расстановка сотрудников;
– системность и целенаправленность развития ППС и сотрудников – оправданное вложение средств;
– стремление лучших сотрудников к заданным ориентирам;
– изменение корпоративной культуры Университета – ориентация на личное развитие, успех и инициативу;
Типы кадрового резерва:
Резерв развития — группа руководителей, ППС и сотрудников, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации видов деятельности ШУ, разработке новых технологий обучения). Эти сотрудники должны быть ориентированы как на профессиональную, так и на руководящую карьеру.
Резерв функционирования — группа руководителей, ППС и сотрудников, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники должны быть ориентированы на руководящую карьеру.
Формирование и обновление списка кадрового резерва осуществляется отделом по кадровым вопросам ежегодно к началу учебного года (приложение - 1).
Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления вузом (на новом уровне), детально ознакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал руководителем), поэтому необходима процедура адаптации и для «молодого» руководителя, и для его «новых» подчиненных. Для реализации этих процессов используются следующие виды программ (Приложение 2):
– специальная программа, ориентированная на подготовку резерва — самых перспективных в карьерном отношении специалистов;
–ориентационная программа, помогающая разобраться в структуре, традициях Университета,
– специализированные управленческие тренинги на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового руководителя и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.
2.4. Конкурс профессорско-преподавательского персонала
Конкурс профессорско-преподавательского персонала осуществляется по принципу:
1. отбора показателей оценки - системы показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок;
2.оценки квалификации - пригодности, определения знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности;
3.оценки выполнения заданий - оценки результатов деятельности.
Процедура приема на работу на вакантные должности ППС и научных работников осуществляется на конкурсной основе, согласно Правилам конкурсного замещания должностей профессорско - преподавательского состава и научных работников Шымкентского университета, утвержденным на Ученом Совете университета от 14.08.2020 года, протокол № 14. В соответсвии с процедурой, приказом ректора университета от 14.08.2020 года № 86/1-ж/қ создана конкурсная комиссия университета под председательством проректора по учебной работе. Объявление о проведении конкурса содержит следующие сведения:
1. название вакантной должности;
2. наименование университета с указанием местонахождения, почтового адреса, телефона;
3. дату и время окончания приема документов;
4. основные требования к участнику конкурса, определяемые в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками для соответствующей сферы;
5. перечень необходимых документов для участия в конкурсе.
Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление (в произвольной форме) на имя руководителя университета. К заявлению прилагаются документы, указанные в объявлении о проведении конкурса.
Действующие сотрудники ШУ также допускаются для участия в конкурсе.
Участник конкурса вправе представить дополнительную информацию, касающуюся его образования, профессионального уровня, а также документы, подтверждающие опыт работы и кваолификацию.
Конкурс состоит из следующих этапов:
1. рассмотрение заявок кандидатов на замещение вакантных должностей ШУ;
2. проведение собеседования с кандидатами;
3. подведение итогов конкурса.
Участники конкурса и кандидаты в части, их касающейся, могут знакомиться с конкурсными документами, а также вправе обжаловать результаты конкурса в установленном законодательством РК порядке.
2.5. Повышение квалификации
Развитие персонала осуществляется через:
1. повышение квалификации;
2.самовыражение - самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения;
3. саморазвитие – способность и возможность саморазвития.
2.6. Мотивация и стимулирование
Мотивация и стимулирование работников Университета осуществляются по принципу соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы в рамках Положения о системе оплаты труда, материального стимулирования и премирования работников ШУ.
3. Инструменты Кадровой политики ШУ
Инструментами реализации кадровой политики являются:
• кадровое планирование;
• текущая кадровая работа;
• руководство персоналом;
• мероприятия по его развитию, повышению квалификации;
• мероприятия по решению социальных проблем;
• вознаграждение и мотивация.
4. Основные задачи Кадровой политики ШУ
4.1. Оптимизация и стабилизация кадрового состава ключевых структурных подразделений Университета.
4.2. Создание эффективной системы мотивации сотрудников Университета.
4.3. Создание и поддержание организационного порядка в Университете, укрепление исполнительности, ответственности сотрудников за выполняемые обязанности, укрепление трудовой и производственной дисциплины.
4.4. Создание и развитие системы обучения и повышения квалификации ППС и сотрудников.
4.5. Формирование и укрепление корпоративной культуры Университета.
5. Оптимизация кадрового состава
5.1. Оптимизация кадрового состава предполагает осуществление ротаций сотрудников, как внутренних, то есть осуществление должностных перемещений сотрудников внутри Университета, так и внешних, то есть увольнение сотрудников, не соответствующих по своим качествам и профессиональным компетенциям тем требованиям, которые предъявляются к сотруднику на конкретном рабочем месте или должности.
5.2. Оценка профессионального уровня и качества выполнения функциональных обязанностей сотрудников проводится в соответствии с разработанной и утвержденной процедурой периодических аттестаций.
5.3. Реализация принципа профессионализма и личностных компетенций осуществляется через многоступенчатую процедуру отбора и приема на конкурсной основе. При этом оценка профессиональных компетенций кандидата осуществляется непосредственным руководителем будущего сотрудника (первый этап). Оценка личных и деловых качеств кандидата проводится руководителем университета (второй этап). Заключение о соответствии знаний, навыков, опыта, деловых и личных качеств кандидата требованиям должности, также о соответствии кандидата корпоративной культуре Университета доводится до сведения руководства Университета и является решающим при приеме на работу в Университет.
5.4. Порядок организации работы по оптимизации кадрового состава Университета:
5.4.1. Определить необходимый и достаточный количественный состав подразделений исходя из функциональных задач и объема выполняемых работ. Основой прогнозирования потребности в персонале являются стратегия Университета, система целей в долгосрочной перспективе, ситуация на региональном рынке труда и результаты мониторинга персонала.
5.4.2. Определить квалификационные требования к конкретным должностям и рабочим местам.
5.4.3. Осуществить поиск и подбор персонала на вакантные должности в соответствии с требованиями к уровню квалификации и профессиональной компетенции кандидатов, к их личностным, профессионально важным психологическим и социальным качествам. Подбор менеджеров осуществляется преимущественно из внутренних источников. Подбор ППС, специалистов и обслуживающий персонал осуществляется как из внешних, так и из внутренних источников.
5.4.4. При отборе сотрудников используется принцип ротации кадров.
5.4.5. Отбор на вакантные должности ППС производится на основе конкурса. Конкурс проводится на основе открытости условий его проведения и объективности отбора и результатов.
5.4.6. При найме работников соблюдаются требования ТК РК, устанавливается испытательный срок. Окончательное решение о приеме в штат производится по результатам испытательного срока.
5.4.7. Все сотрудники, вновь принимаемые в Университет, проходят процедуру введения в должность.
5.4.8. Профессиональная адаптация вновь принимаемых работников осуществляется на местах в соответствии с индивидуальными планами с применением наставничества. Иные принципы подбора сотрудников, такие как общность по предыдущим местам работы с руководителем подразделения, родственные связи, приятельские отношения, личная преданность и другое, как правило, не допускаются.
6. Создание эффективной системы мотивации и стимулирования персонала
6.1. Задача функционирования системы мотивации и стимулирования персонала состоит в обеспечении прямой и стабильной заинтересованности каждого сотрудника Университета в достижении планируемой результативности личной трудовой деятельности и коллективных результатов труда, а по возможности и в улучшении результатов по сравнению с планируемыми.
6.2. Базовым компонентом системы мотивации и стимулирования сотрудников Университета является механизм материального вознаграждения, обеспечивающий взаимосвязь оплаты и результатов труда. Основной принцип материального вознаграждения - равная оплата за равный труд, что означает одинаковый уровень заработных плат у сотрудников, занимающих одинаковые по сложности и значимости должности (рабочие места) и показывающих равные уровни результативности деятельности.
6.3. Материальное вознаграждение сотрудников состоит из постоянной гарантированной части заработной платы, выступающей в виде должностного оклада, и переменной части, которая является функцией результативности деятельности самого сотрудника, его подразделения и в целом всего Университета.
6.4. Размер должностного оклада зависит от категории должности, должностного разряда и стажа работы по специальности.
6.5. По мере повышения экономической и финансовой эффективности деятельности Университета будет расширяться социальный пакет, который включает в себя полис медицинского страхования, организацию досуговых мероприятий и др.
7. Создание и поддержание организационного порядка в Университета
7.1. Важнейшим условием достижения стратегических целей Университета является безусловное выполнение всеми ППС и сотрудниками своих должностных обязанностей, неукоснительное соблюдение трудовой и производственной дисциплины, требовательность руководителей к подчиненным, безусловное выполнение подчиненными распоряжений, указаний, рабочих заданий.
7.2. Основой исполнительности является организационный порядок в Университете, когда ППС и сотрудники знают и выполняют свои должностные обязанности, зафиксированные в должностных инструкциях, руководители несут ответственность за принятые решения в рамках своей зоны ответственности, осуществляется планирование, отчетность и контроль за исполнением принятых решений в соответствии с принятыми и утвержденными правилами, методиками и инструкциями.
7.3.Порядок четкой организации рабочего процесса и трудовой дисциплины регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, этические нормы делового поведения Кодексом академической честности ППС и сотрудников ШУ, должностные обязанности, права и ответственность закреплены в должностных инструкциях, положениях и стандартах Университета.
7.4. Так как организационный порядок является основой деятельности Университета, то любое нарушение требований документов, регламентирующих данный порядок, будет рассматриваться как серьезный проступок, подлежащий соответствующему взысканию как дисциплинарного, так и административного характера, вплоть до увольнения сотрудника, совершившего проступок.
8. Создание и развитие системы обучения и повышения квалификации
8.1. Высокий уровень профессиональных компетенций сотрудников Университета должен поддерживаться и развиваться в системе постоянного обучения и повышения квалификации. Основной упор в данном процессе делается на внутриуниверситетское обучение, которое может выступать в разнообразных формах: обучение на рабочем месте, наставничество, внутриуниверситетские семинары и тренинги. Стремление сотрудников к повышению квалификации будет поддерживаться и стимулироваться руководством Университета как морально, так и материально.
8.2. Для определения потребности в обучении Университет регулярно проводит процедуры оценки и аттестации персонала, а именно:
- аттестация проводится для всех ППС согласно периодичности,
- оценка результатов работы руководителей и сотрудников структурных подразделений проводится ежемесячно, в рамках учета и контроля результативности выполнения текущих задач.
8.3. Обучение планируется и проводится с целью подготовки персонала к решению стоящих перед Университетом задач и повышения профессионального уровня ППС и сотрудников.
8.4. Возможна оплата обучения ППС и сотрудников за счет Университета в случаях производственной необходимости. После обучения специалист обязан отработать в Университета период, определяемый дополнительно, либо возместить Университету затраты на свое обучение.
9. Формирование и укрепление корпоративной культуры Университета
9.1.Укрепление корпоративной культуры должно проводиться через общеуниверситетские мероприятия, направленные на воспитание у сотрудников Университета чувства общности, принадлежности к Университету, лояльности и надежности в работе. Создание положительного имиджа как внутри Университета, так и во вне будет способствовать воспитанию и пропаганде корпоративности и положительной социально-психологической атмосферы в трудовом коллективе.
10. Заключительные положения
10.1. Контроль за реализацией Положения о кадровой политике ШУ осуществляет началник отдела по кадровым вопросам.
10.2. Для осуществления оценки эффективности и разработки рекомендаций, проводимой Университетом кадровой политики,отделом кадров осуществляется мониторинг кадровой работы в Университете.
10.3. Ответственность за проведение мониторинга и разработку проекта изменений Положения о кадровой политике несет отдел по кадровым вопросам.
10.4. Данное Положение доводится до сведения руководителей всех структурных подразделений ШУ для обязательного использования в работе.
Приложение 2
Программа подкотовки кадрового резерва
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ф.И.О. ответственного |
1.Общая программа |
||
1.1 Обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки |
в течение учебного года |
Руководители структурных подразделений |
1.2 Обновление и пополнение знаний по вопросам практики управления структурным подразделением |
в течение учебного года |
Руководители структурных подразделений |
1.3 Обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления структурным подразделением: «Как заведовать кафедрой» «Как управлять факультетом» и др. |
по утвержденному плану |
Проректор по учебной работе, начальник отдела управления организации и мониторинга учебного процесса, деканы факультета, завед.кафедрами. |
1.4 Обучение на семинарах в РК и за рубежом. |
по утвержденному плану |
Проректор по учебной работе, директор по науке и международным связям. |
2. Специальная программа |
||
2.1 Подготовка, сочетающая теорию и практику управления структурным подразделением |
в течение учебного года |
Проректор по учебной работе, директор по науке и международным связям. |
2.2 Решение конкретных управленческих задач по роду деятельности |
в течение учебного года |
Руководители структурных подразделений |
2.3 Разработка конкретних рекомендаций по улучшению управления структурным подразделением и их защита |
в течение учебного года |
Руководители структурных подразделений |
3. Индивидуальная программа |
||
3.1 Практика е передовых отечественных вузах |
по утвержденному плану |
Проректор по учебной работе, руководители структурных подразделений |
3.2 Практика е передовых зарубежных вузах |
по утвержденному плану |
Проректор по учебной работе, руководители структурных подразделений |
3.3 Стажировка на резевной должности |
в период трудового отпуска командировки и др. |
Руководители структурных подразделений |